eskalera (eskalera) wrote,
eskalera
eskalera

Category:

Свобода!!! - 7

Fuerteventura, La Pared



Предыдущая часть: http://eskalera.livejournal.com/406401.html

Я обещала написать пост об особенностях и "подводных камнях" программы Bachelor of Science (BWL) в моем университете, Ludwig Maximilian University of Munich (LMU). Но тут в комментах меня навели на идею сравнения нашей программы с программой BWL проф. института (Fachhochschule). Думаю, так будет легче представить, к чему нужно себя готовить студентам в университете.
В общих словах, особенность университетской программы можно описать четырьмя тезисами:

1. Никому нет никакого дела, посещаешь ли ты лекции или нет, записываешься ты на экзамены или нет, пишешь их или нет.
2. Набор профессиональных курсов, проектов, лекций каждый подбирает, как ему хочется.
3. К концу 8 семестра нужно набрать минимум 180 ECTS пунктов, из которых около 100 по обязательным в основном теоретическим предметам (2 предмета нужно сдать вначале, я писала о них ранее), а остальные нужно собирать в виде эдаких сетов из пулов с различными лекциями, проектами, курсами.
4. К bachelor-работе допускают лишь после успешного участия в семинаре, о котором надо договариваться на конкретной кафедре и к которому, в свою очередь, допуск можно получить, если ты выполняешь требования этой кафедры.

Хм...Вам понятно? Мне лично более менее понятна программа стала где-то к концу 4 семестра. Как-то я разговорилась с одной студенткой, которая поведала мне свою невероятную историю о том, как она дошла до последнего семестра, но не набрала 180 пунктов из требуемых сетов, так как ранее сильно запуталась в этом "Лего", а после уже было слишком поздно. У нее все обнулилось и ей пришлось начинать все сначала. На момент беседы студентка училась на 5 семестре. Симпатичная такая немка, в очОчках, с интеллигентным лицом, рассудительная и явно старательная. Может ли подобное произойти в Fachhochschule - вряд ли.

Что такое Fachhochschule? Помните, в СССР были техникумы? Так вот, после распада Союза и обретения Эстонией независимости, у нас все эти техникумы переделали в высшие учебные заведения, немного откорректировав программу - убрали школьные общеобразовательные предметы (так как поступать можно стало только после 11-12 летки, а не после 8-9 летки, как раньше) и добавили квази "теоретические" предметы, которые немцы тут обозвали "прикладной теорией". Но по сути эти заведения остались тем же, чем и были раньше - продолжением школы/гимназии с четко определенной программой и обязательной посещаемостью. Удивительным образом, специалисты, выпускаемые этими бывшими техникумами, стали пользоваться иногда даже бОльшей популярностью среди работодателей, чем выпускники университетов и платить им начали наравне. Почему? Да очень просто! Большинство работодателей совершенно не заинтересовано в способностях к стратегической изворотливости и самодисциплине, которую воспитывает университет. Большинству работодателей нужны ИСПОЛНИТЕЛИ. Прилежные, пунктуальные с узко "заточенной" квалификацией, которую сразу можно применить на практике.

Немецкие Fachhochschule, к тому же, очень тесно кооперируют с большими немецкими концернами, которые зачастую сами принимают участие в разработке ученических программ для своих отделов. Студенту Fachhochschule на определенном этапе программы нужно сделать один единственный выбор - в каком отделе он хочет позже работать. Если, допустим, в логистике, то он выбирает направление "логистика", если маркетинг, финансы, HR и пр. - то выбор соответственный. Минусов у Fachhochschule по отношению к университету немного - это невозможность сделать университетского мастера или PHD (В Fachhochschule нет программы Bachelor of Science, там есть только Bachelor of Art или Bachelor of Philosophy или еще какой хрени, которая указывает, что с теоретической базой швах) и более низкий социальный уровень студенческой публики (тусовки), так как туда в основном идут дети из семей, где бюджет ориентирован на скорое и гарантированное обретение квалификации, требуемой работодателями.

Я лично не уверена, что последнее является недостатком, но для многих деток из "определенных слоев" возможность иметь настоящую студенческую жизнь студента элитного университета с фактически ежемесячно организованными LMU сборищами в P1 (одиозный мюнхенский клуб со строгим face-control, часто посещаемый аристократами и знаменитостями) - это жизненная необходимость. Также немаловажным является возможность сделать "зарубежный семестр" в университете партнере, среди которых у LMU много элитных, входящих в 20ку и в 10ку международных рейтингов.

Теперь пора вернуться к университетской программе. Первые три семестра я, напрягая все свои интеллектуальные способности и способности к самодисциплине, сдавала обязательные предметы, легкомысленно полагая, что "терпение и труд все перетрут", надо только сосредоточенно и, не отвлекаясь на лень, тянуть свою "лямку". Это было очень непросто, так как со второго семестра у нас начались предметы с проектными работами, которые занимали столько эмоциональных сил и времени, что другие лекции и посещались через раз и к экзаменам подготовка была часто "на авось". Да, проекты групповые. Именно тогда ты впервые начинаешь понимать ценность качества "способность работать в команде" (Teamfähigkeit), поскольку первые проекты с людьми, у которых:

"свое_мнение_нерастраченное_критическое_мышление_нет_подружки_поэтому_надо_все_поглубже_обсудить_а_давайте_в_субботу_еще_раз_встретимся_мне_все_равно_делать_нечего" -

превращаются в сущий кошмар с горьким неозвученным заголовком "Я один сделал бы все быстрее и лучше". Во втором семестре нужно было делать маркетинговое исследование для реально существующей компании, в третьем семестре нужно было написать бизнес-план для реального стартапа, где студенты это доверенные лица, связанные подписанным договором о неразглашении. То есть, все серьезно. "Наш" стартап очень недурно стартанул, ребята получили хорошие инвестиции и в качестве главных инвесторов Министерство Экономики и Deutsche Telekom, через 2 года компания из 3 разрослась до ок. 50 сотрудников. Вот их сайт: https://www.gini.net
Этот проект я считаю одним из самых полезных в университетской программе, не смотря на то, что он занял несравнимо огромное количество времени, при том, что пунктов за него дают, как за обычный экзамен. Нам пришлось не только встречаться и обсуждать суть идеи со стартаперами, писать им бизнес-план (9 частей между прочим), но и делать в общей сложности около 10 презентаций. Мы были реальными свидетелями, как "по-спирали" прокладывается путь ко все более "жирным" инвесторам - сначала помощь-субсидия от правительства Евросоюза, потом краудфандинг, потом выход на венчурный капитал и... на "крупных рыб". Невероятно!

Несмотря на то, что, как большинство студентов, к началу четвертого семестра я подошла с вагоном несданных "хвостов", спокойствие во мне сохранялось, так как я была уверена , что "терпение и труд все перетрут", надо только сосредоточенно и не отвлекаясь...Но в четвертом семестре я начала обращать внимание на некоторую панику в наших "бурлацких рядах". Студенческий народец вдруг стал поговаривать, что все фигня, мы все, как глупые лемминги, сорвемся с обрыва, и что умные люди УЖЕ записываются на семинар, чтобы получить допуск к написанию финальной работе, и что на семинар дикие очереди и вообще берут не всех. "Как не всех? Не может быть! Нас всех должны обеспечить местами! Мы же студенты, у нас ПРАВА!" - полыхая классовой ненавистью к деканам факультетов, громко возмущалась я. "Может, детка, в LMU может быть все, что угодно. А право перевестись в другой университет у тебя никто не забирает."

Самым большим и опасным "рифом" в программе Bachelor BWL LMU оказалась система допуска к семинарам, которые, в свою очередь являются "проходным билетом" к написанию самого bachelor - финальной работы. На факультете BWL конечно кафедр полно - штук 15, но на семинары набирают максимум 20 человек за семестр и предоставляются семинары не каждый семестр. Когда ты понимаешь, что с тобой учатся еще более полтысячи человек, то "максимум 20 мест" звучит не сильно многообещающе в плане шансов. Каждая кафедра, к тому же, выдвигает к кандидатам свои требования - это или уже сданные определенные профессиональные-ориентированные экзамены или высокий средний балл уже сданных обязательных предметов, или все вместе, плюс заявление с биографией и мотивационным письмом. Почему не требуют размеров черепа и имени любимой собаки детства - неясно.

Короче, к середине пройденной программы всех ждет "приятный сюрприз" - необходимо пройти снова своего рода процесс поступления, так как у руководства по плану еще один большой отсев. Больше всего мне нравился вопрос об оценке своих уже обретенных профессиональных умений и качеств. Ну что, так и писать: "Умею начать учить скрипт в 600 страниц за два дня до экзамена, написать стыдную отсебятину и волшебным образом сдать"? Или: "Могу вести презентацию, наложить на глазах у публики в штаны и даже ни разу не покраснеть"? Дабожемой, зачем вообще что-то спрашивать, если к середине учебы 99% студентов, все еще неуклюже ползущих до финиша, не думают уже ни об экстравагантности своих целей, ни гордой элегантной походке, с которой они пойдут получать свой документ об окончании с отличием, а думают лишь об одном - как растирая сопли, доползти до ближайшего окопа.

Немцы, конечно же больше всего страдают от подобных ситуаций, ведь их научили мыслить системно и по правилам. Если сказано в требованиях - что для допуска к семинару такие-то и такие-то экзамены должны быть сданы, то они даже заявление не пишут, а сразу идут в студенческую консультацию, где им что? Правильно - душевно советуют переводиться в другой ВУЗ пока не поздно. То ли дело мы, иностранцы, уже давно потерявшие стыд и понятие "неудобно". Мы способны нагло ломиться в любую дверь, даже если нас уже несколько раз отгоняли, нелестно выражаясь. В крайнем случае возьмем измором!

Мне год назад рассказали историю об студентке из Украины, как она не сдав в последнем семестре один экзамен, пришла к декану факультета и заявила, что из кабинета больше не уйдет, ведь идти ей теперь некуда, свободного времени у нее полно, так как контракт на работу она теряет. Не знаю, сколько длилось состояние охренения у декана, но кончилось все тем, что он таки дал барышне возможность пересдать экзамен, при условии - внимание! - ее подписания заявления, что она сумасшедшая и ей необходима терапия психиатра. Реальная история, господа, реальная. Это вам не Украина, где предусмотрительно накачанные силиконом выпуклости могут открыть даже дорогу в парламент, тут, господа, кругом немцы.

Помимо семинара еще одной "закавыкой" является выбор, так называемого, "попутного направления" (Nebenfach) - это 3-5 экзаменов на другом (не BWL) факультете - например, статистика, психология, информатика, бизнес право и прочее. С одной стороны, в сравнении с семинаром дело упрощается тем, что никаких заявлений туда писать не надо, с другой стороны выбрать хочется что-то, что нравится и будет более менее полезно в карьерной жизни, а экзамены, к сожалению, можно писать не в каждом семестре, поэтому с выбором надо тоже торопиться.

Если вернуться к разговору о сравнении университетской программы BWL с программой Fachhochschule, то на мой взгляд университетского инсайдера, учеба в университете конечно намного сложнее. Даже если допустить, что программы идентичны (что не является правдой, в университете теория гораздо глубже изучается и строже требуется), то одни только бюрократические препятствия или тот факт, что в сессиях экзамены назначаются на каждый день, без передыху, а иногда и по два в день, указывает на то, что студентам университета приходится тратить немалую долю сил на вырабатывание стратегии. Не говоря уже о том, что программу студент должен сам себе составлять, а выбор тоже требует времени и усилий. Другое дело, что по, опять же, моему мнению университетского инсайдера, добрая половина студентов, которые предпочитают университет, никаких волшебных способностей за время учебы не обретают и в нагрузку получают лишь невроз и плохо усвоенный материал, чего учась в Fachhochschule можно было бы избежать.

В следующий раз, в моем последнем посте из серии про учебу, я расскажу о стратегиях выбора, которые предпочитали другие, о стратегии, которую выбрала я, и о возможных ошибках. После я, как обещала ранее, буду время от времени рассказывать о предметах, которые поразили мои представления о бизнесе наибольшим образом.

Спасибо, что читаете!

Продолжение: http://eskalera.livejournal.com/407715.html

Tags: africa, business administration
Subscribe

  • really doesn't matter

    in some cases it really doesn't matter, if what you did, was a product of your evil indelicateness or of a vulgar stupidity, because your ambitions…

  • the health

    being disappointed, vulnerable or scared is absolutely normal. sometimes if you know enough yourself, you can predict that the current tolerance…

  • blessing

    it is a true blessing that we live in society, where personalities exist, who are beautiful, strong and delicate enough to admit their weaknesses and…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments

  • really doesn't matter

    in some cases it really doesn't matter, if what you did, was a product of your evil indelicateness or of a vulgar stupidity, because your ambitions…

  • the health

    being disappointed, vulnerable or scared is absolutely normal. sometimes if you know enough yourself, you can predict that the current tolerance…

  • blessing

    it is a true blessing that we live in society, where personalities exist, who are beautiful, strong and delicate enough to admit their weaknesses and…