eskalera (eskalera) wrote,
eskalera
eskalera

Category:

Свобода!!! - 8

Фуертевентура, Корралехо, Фестиваль Летучих Змеев



Предыдущая часть: http://eskalera.livejournal.com/406924.html

Многие ли из вас задумывались, что такое стратегия? Многие ли используют ее в жизни? "Иметь гарантию", "Жить не хуже остальных", "Не делать глупостей" - можно ли подобные жизненные девизы вообще называть стратегией? Для меня лично стратегия прежде всего основа для сознательных рисков на пути к далекой цели, которые, как бы ты их не проcчитал, не дают никакой гарантии на успех, не обещают жизни не хуже остальных и даже не могут избавить от ситуаций, когда вся стратегия будет названа глупостью.
Помню, как-то в одном малозамечательном сериале два героя вели совершенно гениальный по смыслу диалог:

- You can't change anything about it! It is not possible!
- Yes. But I can try.

Что на русский можно перевести как :

Один говорит: "Ты ничего не сможешь тут поделать! Это невозможно!"
А второй ему: "Да. Но я могу попробовать."

Так вот, если мыслить так же безответственно, как "второй", то от учебы в моем университете на факультете Бизнес Администрации и от требующейся для этого стратегии можно извлечь не только много пользы, но и удовольствия.

Основная масса ведет себя банально и не ориентирована на риск, поэтому, не мудрствуя лукаво, большинство студентов ставят четкую, но весьма примитивную по своей сути цель - высшие баллы. Мне вообще кажется, что стремление к отличным оценкам это некий признак инфантилизма и ограниченности. Нет, не подумайте, что я критикую стремление к блестящим знаниям. Но, как выяснилось, между стремлением к знаниям, которые обычно вознаграждаются хорошими оценками, и стремлением к лучшим оценкам, есть немалая разница. И в университете эта разница особенно заметна.

Что нужно знать поступающему на BWL в LMU о будущих оценках? Прежде всего нужно помнить о факте, что ай-кю это природно заложенный фактор и выше возможностей собственной сообразительности не прыгнешь. За любые попытки имитации высокого ай-кю нужно будет заплатить. Чем? Элементарно - временем, отсиженной задницей, приватной жизнью, возможностью созерцать и реализовывать любопытство. Странный вид подавляющего большинства отличников (с оценками 1,3 - 1,7), которые уже давно потеряли признаки социальной адекватности, тому яркий доказательный пример. Конечно и безусловно есть ребята, которые и учатся на единицы, и личную жизнь имеют, и с друзьями тусуются. Но это очень большая редкость, которая обусловлена тем фактом, что повышенная сообразительность (ай-кю), это редкая аномалия, которая по сути является отклонением от нормы. Это как голос оперной дивы. Рассчитывать на то, что ты уродился не простым смертным , а "эльфом" с семью пядями во лбу, несколько нерационально, пытаться имитировать ум - глупо.

Кроме того, полезно знать заранее, что:

1. Для получения "4.0", что является самой нижней планкой оценки, ниже только "неуд", необходимо набрать 50-70% возможных на экзамене баллов. Некоторые кафедры (напр. Steuerlehre) устанавливают четкую границу, другие планируют оценивание из того, что 25-40% самым худшим образом написанных экзаменов будут оценены "неудом". Последний вариант означает, что ваша оценка будет зависеть от того, как подготовлены другие студенты.

2. Легких экзаменов не бывает, но экзамены повторять можно какое угодно количество раз до конца программы (исключение: "Микроэкономика" и "Основы Бизнес Администрации")

3. Экзамены составляются и проверяются не лектором-доцентом, а докторантами кафедры. Вероятность, что ничего или почти ничего из лекционного материала не войдет в экзамен - есть. Докторанты любят пихать задачки, которые они дают на практических занятиях.

4. После каждого экзамена уже после выставленных оценок назначается день, когда можно прийти на кафедру, увидеть, как была оценена работа и оспорить, если не согласен. Если пропустил, тo оспорить уже ничего не возможно. По моему опыту, оценки выставляются вполне справедливо и я никогда не тратила время на каникулах на проверку оценивания моих экзаменов.

5. Помимо 8 семестров, которые предоставляются учащемуся, как максимальный срок, можно оформить "зарубежный семестр" и проучится около 5 месяцев в университете-партнере зарубежом. Этот семестр не засчитывается в "общую копилку" времени. Кроме того, можно оформить семестр стажировки (проблем с поиском места нет, платят 1000-1200 в месяц за 40 часовую неделю. Если бесплатно, то можно легко получить место стажировки в большой именитой международной компании). И этот семестр не засчитывается в "копилку". Многие студенты берут так же "академические отпуска" по разным причинам - по серьезным личным обстоятельствам или на основе справки от врача, что у них "крыша поехала" или еще чего. Все три варианта "пустых" семестров позволяют, однако, в их течение сдавать экзамены. Даже во время "пустого семестра" по болезни на это закрывают глаза. Таким образом, программу можно продлить до 11-12 семестров. У молодых мам/пап занятых уходом за ребенком (до 7 лет), есть к тому же особые льготы - им к 8 семестрам дают еще 6.

6. Можно параллельно учебе найти место сотрудника-студента (Werkstudent) в какой-нибудь фирме. За 20 часовую неделю платят 1000-1200, налоги с этой суммы совершенно символические. Такую работу найти уже сложнее, но из всех моих сокурсников, кто искал, рано или поздно находил.

7. Можно найти работу на кафедре, но там платят немного меньше и требуют хороших оценок по их предметам.

8. Самое важное: выбирая свой "дизайн" программы, студенты не привязывают себя ни к каким направлениям. То есть, можно попробовать посещать лекции по, допустим, "Проект-Менеджменту", а потом сдать или не не сдать экзамен, бросить это направление и начать посещать лекции по "Налоговой оптимизации" и спокойно сдавать экзамены в этом направлении. Можно параллельно посещать и то, и другое, и лишь перед сессией решить, сдавать оба экзамена или только один.

Каковы основные ошибки в выборе стратегии? Очень просто - когда студент воспринимает университет, как продолжение школы, где царят жесткие плавила программы и посещаемости, и где достаточно прилежания, трудолюбия и пунктуальности, чтобы быть лучше среднего и закончить в гордой удовлетворенности от своих достижений. Эти студенты ошиблись заведением, им лучше было бы поступать в проф. институт (Fachhochschule), о котором я писала в предыдущей части. Такие заканчивают университет с вечным "плачем Ярославны" о говняной системе (Scheißsystem), имеют глубокую душевную травму от несбывшихся ожиданий и подавленную мотивацию, когда они обнаруживают, что выпускники Fachhochschule и даже закончившие профтехучилища (Berufschule) подготовлены для, например, должности бухгалтера, клерка в банке или страхового агента лучше, чем они.

Выбирая вышеописанную стратегию, человек теряет вдвойне - теряет возможность быстро получить конкурентоспособную квалификацию и лишает себя преимуществ учебы в университете. В чем же заключаются эти чудесные преимущества?

*** Во-первых, возможность гибкости в организации своей жизни - можно учиться и параллельно работать, на ходу определяя, какие направления и курсы необходимо посещать для успешных карьерных шансов. Можно полгода постажироваться в большой компании, чтобы познакомиться с реалиями корпоративной жизни и определить, какие направления в учебе помогут "закрепиться" в фирме. Эту опцию некоторые умудряются выбирать даже два раза за программу, так как при наличии логически изложенной мотивации руководство университета может дать второй (дополнительный) семестр стажировки (Praktikumssemestr)

*** Во-вторых, можно выбирать сразу несколько направлений и только по ходу, посещая одновременно много лекций и сдавая в 2-3 раза больше экзаменов, чем обычно остальные студенты, выявлять и ценность курсов, и свои собственные интересы со способностями в Бизнес Администрации. Этим путем пошла я.

*** В третьих, необходимо помнить, что в университете "куют" науку, а не квалификацию. У студентов есть уникальная возможность "прикоснуться" к сакральному процессу исследований, выводы из которых в лучшем случае будут использованы индустрией лет через 20. Каждый профессор, каждый докторант под ним, годами "вылизывает" свои сумасшедшие идеи, среди которыx некоторые настолько безумны, что переворачивают с ног на голову и существующие экономические постулаты, и подход к руководству бизнесом.

Здесь время лирическому отступлению:

Джон Нэш опубликовал статью "Не кооперативные игры" (Non-cooperative Games) в 1951, что явилось очень существенным дополнением к "Теории Игр" так сегодня широко применяемой в стратегическом менеджменте. В первый раз его статья обратила на себя внимание широкой публики лишь в 1978 году, когда Нэшу за нее присудили премию "фон Неймана", но основной резонанс пришелся на 1994 год, когда Нэшу за статью вручили Нобелевку. Представляете, а ведь кто-то ушлый и начитанный применял его вывод гораздо раньше, чем метод начали преподавать в бизнес-школах. Или вот другой пример - Фишер Блэк и Майрон Шоулз после двух отказов от известных журналов опубликовали таки свою статью "The Pricing of Options and Corporate Liabilities" в 1973, которая известна как "Модель Блэка-Шоулза" и которая сделала переворот в оценке финансовых дериватов во всем мире. Лишь в 1997 году авторы были удостоены Нобелевской Премии и модель начала повсеместно применяться.

В университете от студентов требуется чтение научных журналов с лучшими статьями и исследованиями из мирового академического сообщества, чтобы понимать, как возникает в экономике и менеджменте тот самый "edge" (последний писк). Это очень болезненный процесс к просветлению, после которого уже никогда не возникнет желания читать книги о менеджменте, типа "Кризис роста лидерства маркетинга в логистике системы сфер" Пермадонта Можайского (имя выдуманное, совпадения случайны), так как понимаешь, что подобная околонаучная "эзотерика" включает в себя лишь некие интуитивные умозаключения некого самопровозглашенного гуру и к реальным эмпирическим или теоретическим выкладкам это не имеет никакого отношения. Хотя, должна признаться, "эзотерическую" литературу в разы приятней читать для мозгов. После чтения научных статей такого самодовольного интеллектуального блаженства увы не наблюдается, если только дергающийся глаз, как утешительный "бонус". Это не статьи из журналов типa Manager Magazin об успехе и карьере, авторы которых смотрят на вас с глянцевых страниц со странным выражением лица счастливого педофила, нет, это статьи пропечатанные на тонкой матовой бумаге с кучей страшных формул и статистических данных.

Кроме того в LMU, как в элитном университете, имеет место быть обширный академический обмен на высоком уровне. Ведущие профессора в экономике и бизнес-администрации из Гарварда, Стенфорда, МИТа, Лондонской Школы Экономики и прочих ВУЗов этого ранга регулярно привозят в Мюнхен свои лекции на темы, над которыми они работают в актуальный момент. Приезжают так же и успешные предприниматели, как, например, основатель Ватсапа. Все это дает студенту уникальную возможность "впитать" в себя из первоисточника ведущие знания и опыт. Что удивительно, большинство студентов совершенно не заинтересовано в этих возможностях.

Как я уже упомянула выше, я сначала выбрала стратегию проб и ошибок. Я набирала кучу лекций из разных направлений и пыталась сдать по 11-12 экзаменов за семестр. Очень скоро я заметила, что чем глубже и сложней материал лекции, тем меньше народу эти лекции посещает. На "Маркетинге" сидят по 300 человек в аудитории, на "Портфолио Менеджменте" или "Трансакционной Оценке Компаний" сидят человек 50, на "Бизнес Праве" - от силы 20. Я с уважением отношусь к маркетингу, но зачем природе столько маркетологов? И почему люди, выбирающие это направление, не понимают, что сотни сокурсников в лекционном зале означает лишь одно - дикую конкуренцию на рынке труда? Ну да, считается, что на этом направлении якобы легче учиться. Но кому? Тем, кто прежде всего имеет интерес к маркетингу и немного таланта, а таких немного. Остальные зубрят наизусть материал, как противную "гороховую муть" и потом еле-еле выходят на средние баллы.

К определенному моменту я поняла, что на факультеты с "дурной репутацией", где по слухам тяжелые экзамены и вообще ужас-ужас, надо обращать целенаправленное внимание. Один из таких "гремит" особой славой - Finance&Banking, потому что профессор там упрямо занимается финансовой инженерией и чтобы, не наложив в штаны, приблизиться туда, нужно не только быть асом в эконометрии, но и уметь программировать. На семинары, в отличие от других факультетов, там не только нет никаких очередей, но даже недобор :)
Да, вы угадали, я поперлась именно туда. На этот семинар мне пришлось ухнуть целый семестр, так как да других предметах совершенно не было сил концентрироваться. Не смотря на то, что в конечном итоге я получила за семинар свою единицу, до самого конца у меня не было уверенности, что я вообще сдам. Несколько месяцев чтения научных статей, мук и сомнений, сомнений и мук. Семинар был действительно "ужас-ужас" даже в смысле организации - длился 12 часов подряд с небольшими перерывами. Это пока самый длинный экзамен в моей жизни. "Зачем тебе это?" - интересовались многие. И были отчасти правы, я сама поначалу не понимала, зачем. Но после завершения этого дьявольского семинара я вдруг ощутила наверное самое главное для университетского студента, что я теперь смогу все, сложных предметов для меня нет, главное - мой собственный интерес и мотивация.

Семинар на Finance&Banking оказался переломным моментом в моей стратегии, я решила больше не метаться, а прямиком выбирала лекции самых сложных направлений. На "Бизнес Праве" мне все экзамены пришлось сдавать по два раза. Так же обстояло дело с предметами по налогам - из 4 предметов с первого раза я сдала лишь один, остальные пришлось сдавать повторно. В направлении "Capital Market" - та же история. Самое удивительное, что я совершенно прекратила волноваться перед экзаменами, на экзаменах, суетиться и даже воспринимать суету других. Все эти "Ах, у тебя последний шанс в этом семестре! Ты не боишься?" я как то буквально перестала слышать. И даже когда я пришла на этот одиозный факультет в поискax адвайзера для написания Bachelor и мне сказали, что это сложно и для меня большой риск, я не задумываясь ответила, что мне большой риск подходит и я готова попробовать.

Таким образом, к завершению учебы я подошла с абсолютным чувством эйфории и удовлетворенности своими успехами. Из скромной цели "закончить бы вообще какой-то университет" по интересущей специальности, я неожиданно для себя самой вышла на достигнутую цель "закончить лучший университет, учась на самых сложных направлениях", просто искоренив в себе страх к риску в ситуациях, где речь не идет о жизни и здоровье. Поразительно, но большинство окружающих нас людей совершенно неспособны определить категории рисков и примитивным образом относят любой риск к роковому, чем выстраивают свои собственные "тюремные стены". Жить вместе с кем попало, не задумываясь есть и пить дерьмо, игнорировать спорт или хотя бы зарядку, работать на работе, от которой тошнит, залезать в огромные долгосрочные кредиты на вещи, которые не сильно нужны - все это людям не кажется серьезными для жизни рисками. Но вот пойти в университет и заработать полезных "шишек" в поиске себя - тут ни-ни! Тут армия из знакомых и родственников уже строго хмурит брови над каким-нибудь 21 летним розовощеким крепышом, чтобы не дай бог он про себя подумал, что у него еще вся жизнь впереди, и где-где, а в учебе он еще имеет полное право на риск и ошибки. Да, смешно и печально мне было в университете наблюдать, как глубоко внушены молодежи эксистенциональные страхи более старших поколений.

В завершение я хочу вспомнить один курс в последнем восьмом семестре, который у нас вел сам CFO компании ТÜV SÜD (международная компания, занимающаяся сертифицированием и стандартизацией, оперирующая в 54 странах).

Я от курса не ждала ничего особенного, по слухам это был курс с тоннами объема материала для изучения и обещал всего 3 пункта, если сдашь. Привлекало лишь одно - нам обещали рассказать о должности CFO и его влиянии на компанию. Ну вот что такого особенного могли нам рассказать об обязанностях и возможностях Chief Financial Officer? Как он дебит с кредитом сводит? По "нашим" понятиям это же типa главбух? Короче, со мной на курс попали еще человек 20 любопытствующих и безбашенных. Умные и целеустремленные люди подобные курсы обходят стороной. Первые три лекции все пребывали в некотором шоке, так как никто не ожидал, что сам CFO такой огромной и успешной компании будет распинаться перед нами, да еще и свою команду лично представлять. Ранг самого CFO космический (докторская степень, регулярные публикации в научных журналах), он кроме прочего входит в совет директоров компании с семизначным годовым гонораром только за эту должность (в годовой отчетности вся инфо). Под ним 6 отделов: taxes, accounting, controlling, treasury, risk management, compliance. Каждым из отделов руководит его непосредственный подчиненый, который тоже обладает докторской степенью и выполняет помимо контроля за рутиной еще роль руководителя исследовательского отдела по его направлению. И вот. Сидим такие все мы, хлопаем глазами, а нам говорят: "когда вы будете писать у нас "мастера" или "докторскую", вы еще подробней узнаете, как мы справляемся с этими или этими проблемами..." А еще через пару лекций мы уже совершенно охуемши слышим от CFO: "А не желаете ли вы следующую лекцию посетить у нас в офисе? Я распоряжусь об ужине после лекции." Нет, ну к нам в университет приходит огромное количество работодателей и рабочие мессы (биржи) устраиваются прямо в главном здании раз 5-6 в год. Дают кофе, печеньки, заглядывают в глаза и улыбаются. Но чтобы executive компании к себе на ужин звал, это нечто экстраординарное. На ужин я конечно же поперлась, а то куда бы я девала распирающее меня любопытство. На ужине-буфете было все - первое, второе и компот. Пиво, вино, шампанское. Сам CFO, его ассистент и подчиненные сновали между столиками, задавая нам конкретные вопросы о том, на чем мы специализируемся, когда заканчиваем и что собираемся делать дальше. По сути, это было интервью в такой вот неожиданно непринужденной обстановке.

Зачем успешному руководителю такого ранга заниматься всем этим, спросите вы. Я долго не могла понять, но нам на курсе по Company Valuation (оценка стоимости компании) объяснили. Дело в том, что стоимость любой компании, ее кредитоспособность напрямую связана с качеством команды. Любой крутой опыт, любое громкое название в Alma Mater каждого члена команды добавляет ценности, которую можно "загнать" инвесторам или за счет которой можно "выбить" лучшие условия кредитования у банков. Да, поэтому многие компании банально пытаются "внедриться" в престижные ВУЗы страны путем преподавания, чтобы "перехватить" студентов из них как можно раньше. Преподавание в элитном университете тоже является дополнительной лептой к ценности и уникальности команды топ-менеджмента.

Такие вот дела, господа. Спасибо всем, кто дочитал. Удачи, смелости и побольше любопытства тем, кто захочет повторить мой "кульбит" в плане образования.
О финансовом балансе моей авантюры писать пока рано. Надо дождаться стабильных доходов :)
Если есть конкретные вопросы, задавайте!

P.S. Чуть не забыла: психологическое и физическое здоровье на уровне мне помог все эти годы поддержать простой бег (5-10 км в день). Для памяти и концентрации я принимала специальные витамины (в любой немецкой аптеке), для сохранения 100% зрения - витамины для глаз (тоже можно купить в любой аптеке Германии)
Tags: africa, business administration
Subscribe

  • high quality

    it is such a joy when a loved one can be careful with his greed

  • Октоберфест 2021. Ограничения? Нет, не слышали!

    Вчера я после пляжа еще успела дома прыгнуть в машину и доехать до центра, чтобы купить подруге подарок для дня рождения. У меня оставался всего час…

  • cold mind is always curious

    I don't like when someone gets punished. even if this someone deserves it, sadness is only thing I can get observing the story. but punishment has…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments

  • high quality

    it is such a joy when a loved one can be careful with his greed

  • Октоберфест 2021. Ограничения? Нет, не слышали!

    Вчера я после пляжа еще успела дома прыгнуть в машину и доехать до центра, чтобы купить подруге подарок для дня рождения. У меня оставался всего час…

  • cold mind is always curious

    I don't like when someone gets punished. even if this someone deserves it, sadness is only thing I can get observing the story. but punishment has…