eskalera (eskalera) wrote,
eskalera
eskalera

Category:

"...я его сам вызываю и не могу не вызывать..." - 8

Почему Достоевский повел себя как размазня, когда узнал, что его любимая Полина изменила ему и оказалась брошенной любовником, никогда не будет понятно, пока не внедришься в особенности характеров обоих. Как мы помним, Полина была очень независима. Эмоционально независима, что для женщины редкость. Достоевский в сердцах предъявлял ей претензии, что это она - женщина, что это она должна от него чего-то требовать, потому что "женщина дает, а мужчина берет". Об этих спорах остались скудные свидетельства из дневников. Полина ничего не требовала и Федор Михайлович бесился. Мало того, он, как абсолютный приверженец патриархата, считал, что женщина должна зависеть от мужчины и это для женщины естественное и здоровое состояние.

С Полиной же все было мимо: она сама его соблазнила, а не он ее, она финансово зависела только от папы, который был богат и преклонялся при этом перед любым капризом дочери, Полина была действительно влюблена в Достоевского, как в мужчину, а не как в гения (возможно единственная женщина, поскольку великий классик отличался физически отталкивающей внешностью), но при этом прекрасно владела собой и была решительно способна прекратить отношения в любой момент, когда посчитает нужным.

Достоевский не знал, что делать с такой чертовкой или "инфернальной женщиной", как он Полину называл. На свою беду, Федор Михайлович еще был и вечно беден. Все это конечно оказывало расшатывающий эффект на легко возбудимую психику писателя. В мечтах о резком перевороте сил в их отношениях с Полиной, он начал играть в рулетку. Жажда крупного выигрыша, который навсегда поставит его хотя бы в финансовом плане выше Полины, болезненно кружила Достоевскому голову. Есть свидетельства, которые рассказывают нам, что Полина много издевалась над Федором Михайловичем, когда он играл, усмехалась и язвила. Это можно часто прочитать, когда речь идет о биографии писателя. Надо сказать, что Полину ненавидели все и про нее написано многое, что намеренно вырвано из контекста. То, что она прикалывалась над игрой в казино Достоевского написано много, о том, что Полина оплачивала его проигрыши, информацию надо долго искать. Даже навсегда расставшись с ним и получив от Достоевского письмо, где он пишет, что опять до дна проигрался, Полина, ни мгновения не задумываясь, идет в ломбард закладывает дорогие часы и драгоценности, и посылает Федору Михайловичу крупную сумму.

В общем, боли и униженной самооценки у Федора Михайловича с Полиной было много. А тут какой-то студент Сорбонны за пару недель сделал с Полиной почти невозможное - поиграл с ней и оскорбительно ее бросил. Полина была подавлена, оглушена и морально прибита. Такой ее Достоевский еще никогда не знал. Она - гордая, вечно надменная, бесконечно издевающаяся над ним - вдруг стала несчастной, ослабевшей и отчаявшейся девочкой с распухшим от слез лицом. Полина плакала на груди у Федора Михайловича и называла его самым лучшим человеком на свете. Иными словами, она стала живым воплощением его мечты о женщине: красивая, умная, сильная, дерзкая и жадно нуждающаяся при этом в тепле и участливых объятиях одного единственного человека, ее лучшего верного друга - его, Достоевского.

Ну какие сцены ревности он мог при этом устраивать? Зачем сцены?! Достоевский ликовал! Я бы не удивилась, если бы узнала, что он выкатил этому студенту Сорбонны, случайному любовнику Полины, ящик коньяку за такие особые и великие труды. Федору Михайловичу действительно вдруг повезло. Неожданно для него самого. Ему никогда не везло, а тут - бац.

Интересно, что причиной этого везения послужил его срыв в той самой ссоре с Полиной перед запланированной совместной поездкой в Европу. Как я уже писала, точных свидетельств, что он наговорил своей возлюбленной нет. Он ей почти никогда не грубил - дворянин все таки, это Полина не стеснялась в прямых выражениях, чего никогда не скрывала, поскольку очень гордилась своим крестьянским происхождением. Наверное в тот раз она заявила о своем серьезном намерении закончить отношения и уехать путешествовать, как свободная от обязательств женщина. Достоевского удерживали в России дела и он вероятно психанул и наговорил Полине страшное - типа: что катиться Полина может куда угодно, но от него ей все равно никуда не деться, потому что он все равно останется единственным мужчиной в ее жизни, потому что его, как любовника, никто ей не сможет заменить. Если представить, что Достоевский нечто подобное ляпнул, то становится понятным, почему Полина ему прислала из Парижа такое:

«Ты едешь немножко поздно... Еще очень недавно я мечтала ехать с тобой в Италию и даже начала учиться итальянскому языку: все изменилось в несколько дней. Ты как-то говорил, что я нескоро могу отдать свое сердце. Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверенности, почти без надежды, что меня любят... Ты меня не знал, да и я сама себя не знала. Прощай, милый».

То есть, возмущеная Полина чуть ли не на вокзале в Париже начала искать себе любовника, чтобы утереть нос Достоевскому. История достойная если не комедийной пьесы, то анекдота точно.

И вот, казалось бы, все должно было рухнуть в отношениях, а все не только не рухнуло, но и встало на такие места, как Федоду Михайловичу было очень надо. Достоевский был чрезвычайно умен, такие мужчины раз в сто лет рождаются, поэтому везение принял как дар судьбы и мгновенно начал судьбе подыгрывать - предложил Полине совместное путешествие по Европе, пообещал ей быть другом, братом и ее рабом. Полина безусловно не смогла устоять перед таким жертвенным великодушием. Она действительно влюбилась, ее действительно бросили и ей действительно требовалось утешение. И правда - слово Достоевский сумел сдержать. Но - ровно на неделю. Полина все продолжала плакать, орошая его грудь слезами, держала его крепко за руку и даже раздевалась при нем - ну понятно, из головы любовь женщина может быстро выкинуть, за секунду, но вот из тела прижившийся генетический материал любимого вытравить нелегко, если женщина когда-то была крепко приручена на клеточном уровне, ее всегда при желании можно вернуть, если проявить терпение. Каждая клетка тела Полины тянулась к Достоевскому и будь он сдержан, наверняка дошло бы до того, что вскоре она сама начала бы его раздевать. А потом бы, позже, целовала бы пяточки их совместных детей и смеялась бы сама над собой, какой она была дурой, что противилась браку и семье. Но этому всему было не суждено сбыться.

Терпение с женщиной - это именно то, чего никогда не было у Достоевского. Тот самый непрозвучавший когда-то выстрел на Семёновском плацу, которого осужденный на смерть писатель ожидал с мешком на голове, навсегда отразился в его психике. Он не умел быть сдержанным с желанной женщиной. Через неделю он начал хватать Полину за обнаженную ступню, потом проситься остаться у нее в номере на ночь, чтобы беречь ее сон, а потом и вовсе начал на нее кидаться, после чего просил прощения и обещал, что "скотство" больше не повторится. Но оно повторялось. Достоевский, не смотря на весьма субтильное телосложение, обладал большой физической силой - годы тяжелого физического каторжного труда оставили свой след. Многие его современники полагали, что у Достоевского весьма темное каторжное прошлое, где насилие над женщиной имело место быть. Некоторые даже утверждали, что и после каторги с литератором такое случалось.

В конечном итоге опустошенная и шокированная такими мерзкими отношениями Полина оставила Достоевского в Европе и уехала в Россию. Она до конца жизни так и не согласилась с ним больше встретиться. После того, как Федор Михайлович овдовел, он звал Полину замуж, она отказала. После они долго еще переписывались, возможно до конца его жизни. В письмах Достоевский уверял Полину, что она его "вечный друг". Полина же говорила, что после Достоевского она потеряла способность любить и наверное никогда не сможет испытывать к мужчине нежность.

Глава "У Тихона" в романе "Бесы" - по сути центральная. Она настолько противоречивая, что писатель сам не сделал ее частью романа. Он ее выкинул и сделал самостоятельным произведением. Часто эту главу еще называют "Исповедь Ставрогина", где Николай Ставрогин рассказывает монаху, что он совратил десятилетнюю девочку, Матрешу, которая впоследствии повесилась. Некоторые биографы Достоевского полагают, что писатель в этой главе отразил собственный опыт, но я не верю в это. Достоевский был некрасив и сексуально непривлекателен, никого совратить он не мог. Изнасиловать - да, совратить или соблазнить - нет. А вот кто мог совратить - это Полина. В этой главе вероятно Достоевский хотел сказать Полине, что она не лучше его и такие как она, такие как Николай Ставрогин, тоже преступники по сути своей, просто потому что потенциально могут совратить кого-то. Ставрогин на следующий день после исповеди, опять идет в монастырь к монаху и говорит, что все наврал. Но намек как бы остается навсегда - без вины, но виноватый.

Окончание допишу
Subscribe

  • Как нужно объявлять об измене?

    Я считаю, что каждая пара должна заранее договориться, как рассказывать друг другу об изменах. Вот у нас, допустим, с мужем есть правило, о котором…

  • Испания

    Уже неделю как Испания объявлена для немцев как "регион с большим риском заражения", и это когда, допустим, в Баварии еще даже школьные каникулы не…

  • perfect harmony

    in some cases you don't need to answer anything, because your opponent plays the both parts of conversation just perfectly

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments