eskalera (eskalera) wrote,
eskalera
eskalera

Categories:

"Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь" Митя Карамазов - 3

В зале суда Грушенька впервые за все все время, как автор описывал эту героиню, потеряла самообладание и начала рваться к Мите Карамазову с требованиями, чтобы и ее судили наравне с ним. Реакция Дмитрия была блестящей:

"это свет, это святыня моя, и если б вы только знали! Слышали ее крики: «С тобой хоть на казнь!» За меня в ногах у вас давеча валялась, она, гордая и ни в чем не повинная! Как же мне не обожать ее, не вопить, не стремиться к ней, как сейчас? О господа, простите! Но теперь, теперь я утешен!
И он упал на стул и, закрыв обеими ладонями лицо, навзрыд заплакал. Но это были уже счастливые слезы."

Характер Мити Карамазова, как и у любого настоящего художника, это характер абсолютного ребенка. Любовь к женщине обусловлена этой натурой. "Моя", "со мной", "ради меня", "за мной хоть на край света" - главное, к чему стремиться склонить женщину такой мужчина. Митя добился таки своего, Грушеньку раздавило чувство вины перед ним (за то, что раздразнила, за то, что привела невесту его в безудержную ярость), дух ее был сломлен, и она согласилась назвать себя его невестой. То есть, фактически, официальное обручение между Дмитрием Карамазовым и Катериной Ивановной было расторгнуто и объявлена новая помолвка, но уже с Грушенькой.

После того, как Дмитрия Карамазова арестовали по подозрению в убийстве отца, Грушенька серьезно заболела и слегла на более чем месяц, неделю при этом была в полном беспамятстве. Алеша Карамазов естественно был все это время рядом с ней. Почему естественно? Потому что Грушенька для Алеши это та самая земля, которую он в слезах тогда ночью целовал и любить ее для него значит - беречь. Не для себя, а для нее самой, для ее собственного счастья, как сестру родную. В маленьком городке стали обращать внимание на странную перемену в Алеше по отношению к Грушеньке и даже начали над ним злобно подшучивать, дескать, "говорят, она стала святая", намекая Алеше, что это именно он источник этих слухов.

Как я уже писала, Алеша единственный, который понимает истинное положение Грушеньки и тот факт, что не смотря на гнетущее чувство вины перед Митей, она его совсем не любит, для Алеши очевиден. Или же она любит, но совсем не так, как должно земной женщине любить мужчину. Алеша по своей языческой натуре, которая так безудержно возродилась в нем, подавив все его стремления к христианскому богу, на своем клеточном уровне чувствует, что такое любовь. Как язычник он преклоняется перед "святой” Грушенькой (не смотря на мнение о ней, как о обольтительной развратнице), потому что она никогда не была близка с мужчиной, которого не любит, никогда не убивала в себе свою природу. Она скорее умрет, но не станет ни с кем спать ни за деньги, ни из понятий правильной добродетели, ни из чувства долга перед мужем. Но вот жалящее чувство раскаяния перед невинно пострадавшей от ее коварства жертвой, это совсем другая плоскость отношений. В Мите Грушенька теперь видит ребенка, которому грозит из-за нее беда и она готова на все, чтобы смягчить его участь, хоть и не хочет его.

В самой последней сцене "Братьев Карамазовых" всегда спокойный, уравновешенный и никогда не повышающий ни на кого голоса Алеша уже не может себя сдерживать и впервые показывает свои зубы брату Мите, когда тот придирается на его глазах к Грушеньке:

"— Митя, не смей ее упрекать, права не имеешь! — горячо крикнул на брата Алеша."

Основное развитие героя Алеши Карамазова Достоевский планировал во второй части "Братьев Карамазовых", которую не успел написать. Но известно, что писатель планировал сделать в конечном итоге из Алеши революционера. Во второй части Алеша уходит к Грушеньке и они вместе. Что происходит с Дмитрием Карамазовым, сложно предположить, но возможно ему была еще приготовлена некая роль в жизни Грушеньки, потому что Достоевским было задумано, что Алешу Карамазова приговорят к смерти за революционную деятельность и впоследствии казнят.

Но характер Дмитрия Карамазова намного сложней любого другого характера. В разы сложнее характера Алеши. Алеша философ, а Митя художник. Силы, мотивирующие Митю на движение, не всегда очевидны. Нельзя забывать, что за видимой простотой, искренностью и нарочитой наивностью этого характера, скрывается хищный игривый кот, под стать самой Грушеньке.

Вспомним, с чего началось знакомство Мити и Грушеньки. Он шел к ней на разборки за то, что она не соглашалась отсрочить долг по векселю. Но Митя шел не просто к ней, а зашел к ней "по пути". Шел он на самом деле на станцию, чтобы послать три тысячи рублей, которые ему дала его невеста, Катерина Ивановна, чтобы он отправил по почте некой ее роственнице в столицу. У Мити до Грушеньки вообще все было в шоколаде - богатая невеста, ее влиятельные родственники в столице, предстоящая свадьба, оба красивы, успешны, он уже по-семейному выполняет поручения своей завидной невесты. И вот, идет такой гордый и самоуверенный орел набить морду некой возомнившей служанке, этой наглой бабе, которая, как он о ней выразился, - "не поражает" (он ее раньше видел мельком), и....нарывается на ушлую Грушеньку. Можно вообще вообразить, какие приемы своих чар начала Грушенька применять на Дмитрии Карамазове, что он вместо того, чтобы оттаскать ее за волосы, приглашает ее погулять в соседнее село?! Причем они не просто туда вместе едут, и кутят там целые сутки, но "вишенкой на торте" Митя вызывает еще туда гостей для веселья и цыган. За день кутежа от трех тысяч рублей, которые Мите дала Катерина Ивановна, остается пшик. "Завитушкой на вишенке" остается к тому же факт, что Грушенька, которая как оловянный солдатик наравне пила и веселилась с Митей, ему нифуя не дала. Ну как - пальцы на ногах дала поцеловать. Но это же не считается, правда? :)

И вот, вообразите, просыпается такой Митя Карамазов утром. Похмелье, трех тысяч нет, штаны застегнуты на все пуговицы. И это тот самый Дмитрий Карамазов, который рассказывал: "Давеча отец говорил, что я по нескольку тысяч платил за обольщение девиц. Это свинский фантом, и никогда того не бывало, а что было, то собственно на «это» денег не требовало." Митя Карамазов не привык терять что-то перед женщиной. Это противоречило его натуре.

Допишу про Митю конечно еще...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments