eskalera (eskalera) wrote,
eskalera
eskalera

Categories:

"Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны." Ф.М. Достоевский - 3

Где мы с Полиной Сусловой остановились?

Я пока про Ивана Карамазова остановлю анализ, потому что без понимания характера его возлюбленной - Катерины Ивановны - нет смысла разбираться, как такой умный и успешный по жизни человек дошел до того, что вдохновил другого на убийство и даже организовал его, но при этом сам всего этого не осознавал. Как Достоевский, так и специалисты изучающие его наследие, сходятся в том, что персонаж Катерины Ивановны самый близкий к характеру Апполинарии Сусловой. Даже Настасья Филипповна это меньшее попадание в плане сходства с Полиной.

Образ Грушеньки это то, что Достоевский мечтал видеть в женщине - не образованная, но ушлая. Склонная к разврату и беспорядочным связям даже со случайными мужчинами, если ей так захотелось, но мечтающая все же о чистой целомудренной любви, и при этом при всем не злопамятная, не мстительная из-за своих разочарований в мужчинах и поэтому сохраняющая дружеские поддерживающие отношения со всеми своими бывшими. Да, именно так, по мнению Федора Михайловича выглядит женский секс символ. Полина к нему никак не подходила.

В отличие от полноватой фигурой, слащавой и, растекающейся в постоянном соблазнении окружающих, Грушеньки, Полина была худощава, весьма высокого роста женщина, с узкой костью, с тонкой талией, длинными музыкальными пальцами. Современники описывали Полину, как женщину надменную с резкими, но точными движениями и с очень холодным гордым выражением лица. Расчетливость, рациональность, резкость - именно эти качества были замечены в ней всеми, кто с ней общался. Мало того, Полина была грубиянка и могла закатить истерику где угодно и кому угодно. Одному профессору в университете, который посоветовал ей с такой красотой поскорей выйти замуж и нарожать детишек, Полина с размаху при всех дала оплеуху. Но при этом при всем Полина была крайне немногословна в общении, скорее задумчива и, как сейчас принято говорить, "вещь в себе", то есть погруженная внутрь больше, чем наружу. Единственное, где героиня "Братьев Карамазовых" Катерина Ивановна не совпадала с Полиной - это склонностью к неконтролируемой нервозности. Самообладание у Полины было стальное и все выходки были ее осознанно направленным выплеском злости.

Вернемся однако к их конфликту с Достоевским, который до сих пор всеми принято списывать на взбалмошность Полины. Хм, взбалмошность? Давайте ка проверим :)

На момент знакомства с Полиной Сусловой Достоевский был официально женат, но уже несколько лет не просто не жил с женой в одном доме, а даже в одном городе с ней не жил. Поэтому приписывание Полине образа хищницы разлучницы совершенно несправедливо. Первая жена Достоевского была женщиной крайне утонченной, интеллигентной и невероятно красивой. Хрупкая блондинка, с экзотическими для России чертами лица, утонченным подбородком и миндалевидными глазами, была по отцу француженкой. Очень образованная с высокой культурой манер и поведения, она с самого начала знакомства с Достоевским честно не обещала ему любви со своей стороны. Несмотря на то, что Достоевский чуть ли не силой настоял на браке, надеясь на чудо, чуда после их венчания не произошло и супруги чуть ли не через год раъехались в разные дома, а потом и в разные города. Мария Достоевская (Исаева до брака) была до конца дней своих очень привлекательной особой, производившей на мужчин большое впечатление, поэтому после того, как они с Достоевским разъехались, как женщина одинока она не была ни дня и всегда имела "друга сердца".

Все это было всем известно, и для Полины Сусловой естественно секретом не являлось. И вот, вообразите себе, молодая барышня с характером Полины несколько лет подряд сидит на съемной квартире и ждет, когда ее посетит немолодой любовник, который ей пудрит мозги своими обязанностями перед женой. Перед женой, которой от него, кроме денег уже давно ничего не было надо. Она была рада, если бы он ее вообще не беспокоил своими посещениями. И всем, абсолютно всем было известно это положение дел. Естественно наступил момент, когда Полина начала крутить у виска и требовать, чтобы Достоевский развелся. Апполинария Суслова была дочерью успешного фабриканта, в деньгах она никогда дефицита не имела и при этом отличалась широкой бескорыстной щедростью. То есть, на поддержание первой жены деньги были. Но Достоевский тогда делает "ход конем" и объявляет Полине, что не собирается разводиться с женой, пока та не умрет, а умереть по его подсчетам она должна-де скоро, поэтому надо еще немного потерпеть. То есть, представляете себе этот шок - честной, искренней и прямолинейной, как рельсе, Полине Достоевский предложил методично подождать смерти его жены, чтобы потом сразу по-порядочному весело и дружно с ним пожениться. Естественно это было последней каплей, которая не просто переполнила чашу терпения Полины, но в принципе пошатнуло ее веру в человечность и адекватность Достоевского. Полина не хотела ждать ничьей смерти, тем более смерти молодой еще женщины (Марии Достоевской было 39), которая по слухам была благополучно окружена вниманием "друга сердца". Но Достоевский дождался. У постели умирающей жены "друга ее сердца" не было, был муж. Все приличия были педантично соблюдены.

И после этого Достоевский позвал Полину замуж. А она - сюрприз! сюрприз! - ему отказала. И до сих пор все считают, что он к ней был всегда со всей душой, а она - неблагодарная.

И ведь в России мало что с тех пор поменялось.

Окончание про Полину допишу...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments