eskalera (eskalera) wrote,
eskalera
eskalera

Category:

«Отвратительная проницательность» - 2

Честно признаюсь, что читая, как мне казалось, внимательно "Братьев Карамазовых", я никогда не придавала особого значения отношениям Федора Павловича Карамазова, отца, и Грушеньки, той самой "местной обольстительницы", в которую были влюблены и сам старик отец Карамазов и сын Митя, и из-за соперничества за которую все думали, что Митя убил отца. Ну обычные отношения, всегда думала я, когда обрюзгший старикашка влюбился в молодую вертихвостку. Чего я никогда не могла понять - это зачем Грушенька к нему ходила, что ее связывало с этим несимпатичным человеком? На поверхности как бы был очевидный ответ, в который все верили - Грушенька имела виды на деньги Федора Павловича, но потом выяснилось, что деньгами его она вообще не интересовалась, у нее у самой было скоплено некое состояние, которое она по первому же запросу готова была отдать все до копейки Мите. Мите, которого Грушенька тоже как бы не любила, а всего лишь испытывала чувство вины перед ним.

Но у сложного Достоевского настолько много деталей, что еле успеваешь все заметить. Читать между строк уже совершенно не остается никаких сил. Но вот об одно место в романе я постоянно спотыкаюсь, перечитывая его. Это то, что случилось с Грушенькой после убийства Федора Павловича:

"Дня три после ареста Мити Грушенька сильно заболела и хворала чуть не пять недель. Одну неделю из этих пяти пролежала без памяти. Она сильно изменилась в лице, похудела и пожелтела, хотя вот уже почти две недели как могла выходить со двора. Но, на взгляд Алеши, лицо ее стало как бы еще привлекательнее, и он любил, входя к ней, встречать ее взгляд. Что-то как бы укрепилось в ее взгляде твердое и осмысленное. Сказывался некоторый переворот духовный, являлась какая-то неизменная, смиренная, но благая и бесповоротная решимость."

Три дня, потом неделю в беспамятстве, потом еще четыре недели или около того сильная неясная болезнь, при которой Грушенька, даже когда могла, не выходила из дома. 3 дня, примерно 9 дней, примерно 40 дней. Достоевский не мог это случайно написать.

А в день убийства Алеша впервые близко лично знакомится с Грушенькой и неожиданно для всех объявляет ее святой. Достоевский в сюжете обставляет все так, что читатель уверен, Алеша Грушеньку святой объявляет после того, как она искренне сочувствует Алешиной скорби, после того как узнает, что его любимый старец Зосима умер. А может вообще быть такое, чтобы из-за банального сочувствия скорби человека вдруг объявляют святым? Причем Алеша ведь не обычный мирской человек, который сорит словами, на тот момент он уже много времени живет в монастыре послушником. Маловероятно. Значит, он в Грушеньке увидел что-то еще, о чем Достоевский нарочно не написал.

Я начала читать роман заново, чтобы внимательнее проследить отношения Федора Павловича и Грушеньки. Но об этом потом.

Сейчас я хочу остановиться на картине, где присутствуют врата ада с полыхающим озером чистилища и в очереди стоят человеческие души только умерших людей. По христианскому преданию три дня после смерти душа человека пребывает вместе с телом, потом на девятый день душа предстает перед высшим судьей, который выслушивает все, в том числе и близких, на сороковой день принимается окончательное решение.

Получается, что Грушенька и была Федору Павловичу тем близким человеком, ради которого она спустилась даже в ад, чтобы свидетельствовать в его пользу и быть на его стороне.

Вообще мысль Достоевского в этом смысле настолько уникальна, что когда до нее доходишь, то понимаешь, что ради такой гениальности наверное был смысл терперь в жизни все. Абсолютно все.

Достоевский нам всем как бы формирует некую фантазийную реальность, где Создатель наш не предстает нам в облике того, кого мы себе сами навыдумывали - красивого, утонченного, мудрого и справедливого существа, а предстает перед нами обычным человеком - некрасивым, глупым и даже иногда отталкивающим. Именно таким, какими мы все по сути и являемся, а ведь созданы мы по образу и подобию нашего Создателя.

Так вот, через пример с Грушенькой Достоевский показывает, что есть люди, которые пойдут в ад, чтобы свидетельствовать в пользу своего Cоздателя, неважно насколько недостойным и мерзким он может казаться. И как бы задает всем нам вопрос: "А вы пойдете бороться за судьбу своего Cоздателя, если поймете, что он не белый милый пушистик, мудрый, красивый и справедливый, каким мы его себе представляем, а если он совершенно другой - обрюзгший развратник, глупый, всю жизнь совершающий ошибки и мучающий всех вокруг? Пойдете за такого Создателя в ад, просить на коленях за лучшую судьбу его души?"


Продолжение будет...
Subscribe

  • Лето это маленькая жизнь

  • Alexander McQueen 1996

    Наблюдать за выражением лиц зрителей это отдельное удовольствие :)

  • ...

    нет в жизни ничего более потешного, чем наблюдать за тем, как человек начинает обвинять, когда получает именно то, что, загибая пальцы, заказывал у…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments