eskalera (eskalera) wrote,
eskalera
eskalera

Category:

«Отвратительная проницательность» - 6

Как я уже упоминала в самом начале разбора "Братьев Карамазовых", роман этот очень персональный и откровенный для Достоевского. Все пять мужских характеров главных героев произведения имеют автобиографичные черты самого писателя в разные периоды его жизни и как мне кажется, на момент написания романа самым близким к себе образом Достоевский считал фигуру отца Карамазова.

Как известно, Достоевский был чрезвычайно отталкивающе некрасив на первое впечатление, прекрасно знал это и всю жизнь не мог поверить, что он хоть какой-то женщине может быть симпатичен физически. Но при всем при этом на женщин он производил до странности притягательный эффект именно вот этой вот своей уверенностью в собственной романтической непривлекательности, которая никогда и никак его не мучила. Оба своих брака он построил на твердом основании того, что жена его, как мужчину, не любит, не полюбит никогда и если его сексуальность хоть как-то готовы терпеть, то он уже и этому рад. Оба брака для него были мукой поэтому. Женщины его обожали за гениальный талант, за глубокий ум, тонкий психологизм и магнетическое чувство юмора, да просто по человечески жалели его, и это казалось Достоевскому нормой.

Роман с Полиной Сусловой перевернул всю персональную картину мира писателя, потому что ее совершенно не интересовало его творчество, а только он сам по себе. Достоевский не понимал, как такое возможно, что нужен женщине просто он, сутулый и с перхотью. Второй раз Полина "разорвала шаблон", как это принято сейчас говорить, когда она покинула Достоевского, как мужчину, и он ничего не смог с этим ничего поделать. Следует заметить, что она бросила писателя на подъеме его карьерного успеха. Ни предложение о браке, ни обещания быть "рабом у двери", ни новые написанные книги о Полине и для Полины, не смогли пошатнуть ее намерения. Да и книг его она не читала. Полина была до неприличия честна со своими мужчинами и если она не могла предложить теперь больше дружбы, то откровенно этим делилась. Ее мечте о том, что они с Достоевским останутся навсегда, как брат и сестра, не суждено было сбыться именно потому что писатель не мог поверить, что это не женские капризы гордой красавицы, а действительно конец.

Вся эта идиллия дружбы между бывшими любовниками, когда Полина плакала на плече у Достоевского, жалуясь, что другой мужчина разбил ее сердце, вмиг закончилась после того, как у Федора Михайловича начало "срывать крышечку с чайника" и он банально начал предпринимать попытки ее изнасиловать, мотивируя это как пьяный гусар тем, что "русские не сдаются". Каждое утро он виновато просил прощения у Полины на "свое скотство", но каждой ночью все повторялось вновь. Это то собственно и подтолкнуло Полину к решению расстаться с Достоевским так, чтобы никогда уже не видеться с ним. На письма она иногда отвечала, от встреч же отказывалась.

Если вспомнить, что Полина была очень прямолинейна в конфликтных ситуациях, то легко догадаться о том, какими словами она описывала свое отвращение, бросая оскорбления в лицо Достоевскому, в момент когда он к ней приставал (для справки: изменять Полина ему начала с молодым испанцем).

Внешность отца Карамазова описана гротескным комичным образом:

"Я уже говорил, что он очень обрюзг. Физиономия его представляла к тому времени что-то резко свидетельствовавшее о характеристике и сущности всей прожитой им жизни. Кроме длинных и мясистых мешочков под маленькими его глазами, вечно наглыми, подозрительными и насмешливыми, кроме множества глубоких морщинок на его маленьком, но жирненьком личике, к острому подбородку его подвешивался еще большой кадык, мясистый и продолговатый, как кошелек, что придавало ему какой-то отвратительно сладострастный вид. Прибавьте к тому плотоядный, длинный рот, с пухлыми губами, из-под которых виднелись маленькие обломки черных, почти истлевших зубов. Он брызгался слюной каждый раз, когда начинал говорить."

"Отвратительно сладострастный вид", "плотоядный длинный рот", "брызгался слюной" - не этими ли эпитетами Полина осыпала Достоевского, когда он начинал распускать свои руки? Учитывая едко саркастическое чувство юмора писателя, я бы не удивилась, что он слово в слово вписал выражения, которые Полина всуе наваяла лично для него.

Еще стоит учесть, что по роману старшему Карамазову 55 лет, на момент начала написания книги Достоевскому 58 лет. Отец Карамазов описан человеком, который выглядит намного старше своих лет, этой же особенностью отличался и сам писатель в этом возрасте. Все эти возрастные признаки и изменения внешности у героя описаны с гипертрофированным отвращением, не смотря на то, что 55 летний мужчина никак не может производить впечатления глубокого старика. Достоевскому же для чего-то это было нужно. Для чего? Может для того, чтобы еще раз поломать шута в глазах Полины? Федор Павлович Карамазов ведь описан именно эдаким старым шутом.

Как мы помним, Полина в этот момент собралась выходить замуж. "Замуж Полина" - само по себе оскорбительное для Достоевского заявление, поскольку она вероятно после того, как ему отказала, поклялась никогда замуж вообще не выходить. А тут бац - и замуж. Да и не просто замуж, а за молодого румяного блондина жеребца, который к тому же и на 16 лет ее моложе.

Можно вообще представить, на каком повышенном режиме работали железы Достоевского, производящие яд, и в каком творческом раздрае он метался, не зная куда его девать? Ну то есть, образ 55 летнего старикашки, до трясучки и захлебываний слюной влюбленного в сладкую Грушеньку, родился не из свежих просторов свободной фантазии, а был вымучен затхлыми ночами над письменным столом, когда Достоевского распаляла бессильная ревность к неравному сопернику.

Продолжение будет...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments